Вербное воскресение

Так, Сретение есть отчасти праздник благочестивой старости. Тому подтверждение – убеленный сединами Симеон и не отлучающаяся от Храма Анна. Церковь чтит седину и святую старость этих людей, узнавших в Сыне Марии – Мессию.

День жен-мироносиц по праву называется Женским православным днем. И это потому, что верность и мужество, сопутствующие истинной любви, в это день достойно чтутся, как лучшее женское украшение, поскольку добродетели жены есть главное сокровище и мужа, и детей.

Точно так же детским праздником можем мы назвать и день Входа Господня в Иерусалим(вербное воскресение), мы можем назвать этот праздник детским, потому что посреди совершаемых событий исполнилось сказанное пророком: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс. 8:3). Господь кротко входил в Иерусалим. А грудные дети, не читавшие Писания, оказались способны реагировать на дела Божии в ситуации, когда умные и начитанные взрослые люди зеленели от злости и не только сами не восклицали ничего торжественного, но и ученикам Христовым запрещали. «Учитель! Запрети ученикам Твоим» (Лук. 19:39), — говорили одни. Другие негодовали на детские восклицания и требовали, чтобы Иисус повелел замолчать и младенцам (См. Мф. 21:15-16). Но запрета от Христа не последовало. Более того, Он сказал, что «если они умолкнут, то камни возопиют» (Лук. 19:40).

Но празднику Входа Господа в Иерусалим предшествовало еще одно событие, воскрешение праведного Лазаря Четверодневного. Воскрешение Лазаря Иисусом стало прообразом всеобщего воскрешения человечества, поэтому Лазарева суббота – единственный день в году, когда воскресное богослужение совершается в субботу. Тот, Кто вскоре Сам должен будет пройти через смерть на кресте, в этот день предстает ее победителем. А вечером следующего дня Христос спускается с Елеонской горы, направляясь к стенам Иерусалима. Под Ним белый осел – символ мира. Христос едет как Царь, несущий примирение, а галилейские паломники подтверждают это криками: «Осанна Сыну Давидову! Слава в вышних!» Они машут пальмовыми ветвями – так принято приветствовать победителя. Они надеются, что Пророк-Мессия даст им освобождение от власти язычников-римлян.

Думаю, одной из ошибок является то, что Христа воспринимали так, как сейчас позиционируют себя кандидаты в президенты: Он-де сейчас придет, раз и навсегда решит все проблемы – и от захватчиков (римлян) избавит, и зарплату повысит, и пенсии поднимет, и вообще, все будет хорошо и замечательно. А Царство Христа – не от мира сего, там в ходу совершенно другие, неотмирные ценности. Христос настаивает на том, что чистое сердце важнее миллиона долларов – что это за президент? Распять Его немедленно! Что за странные слова о жертвенной любви? – Ты нам денег дай!.. Вот тогда мы всех на свете полюбим. Этот праздник говорит нам о необходимости детской веры в Бога: не детских шалостей с Богом, а искренней и чистой веры в Него, доверия Ему. Тогда мы не окажемся в рядах тех, кто, разочаровавшись в том, что Бог не президент, требовал (и продолжает требовать) Его распятия.

Праздники бывают разные. По словам митрополита Антония (Блюма), праздник Входа Господня в Иерусалим – это «один из самых трагических праздников церковного года». Он состоится накануне «страстных дней Господних, во время, когда сгустилась тьма и когда поднимается заря нового света, заря вечности, постижимая только тем, кто вместе со Христом вступает в эту тьму. Это – тьма и полумрак, сумерки, где перемешалась правда и неправда, где перемешалось все, что только может быть перемешано: Вход Господень в Иерусалим, такой торжественный, исполненный такой славы, одновременно весь построен на страшном недоразумении». «сегодня, вспоминая вход Господень в Иерусалим, как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца – и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви они искали, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос, – до готовности жить для любви и умереть от любви».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели