1. Основание села Алнаши
Село Алнаши (оно же Троицкое), входившее в Варзи-Ятчинскую волость и Третье благочиние Елабужского уезда Вятской губернии, было основано к качестве села в 1751 г. Однако какие-то поселении были на этой территории значительно раньше. Принято считать, что одним из первопоселенцев здесь был Алнаш, имя которого и дало затем название селу.
7 апрели 1750 года датируется представление Казанской конторы новокрещенных дел о необходимости в Алнашах храма для поселении с 1190 обитателями, в основном удмуртами. Это разрешение было дано Синодом 3 июня 1751 года, что следует по общепринятой методике считать датой основания села.
Приход нового храма вобрал в себя те поселении, что входили прежде в приход храма села Можга. До 1711 года село Алнаши находилось в подчинении Казанскому епархиальному начальству, а затем перечислено в Вятскую епархию, где и находилось до создании в 192б году Ижевской и Удмуртской епархии. Но еще с 1868 года село входило в Сарапульское викарство, преобразованное в 1921 году в епархию.
2. Первый деревянный храм
Первое время, судя но всему, в селе была только лишь небольшая часовня. В 1761 году Гавриил, епископ Казанский благословил строительство деревянной церкви. Она были освящена 20 марта 1703 года во имя Троицы. Инициаторами строительства были новокрещенные удмурты Тимофеи Алексеевич Ажнатулин и Лукиан Петрович Акупов. Они выдержали немалое сопротивление со стороны местных язычников.
В 1820-е годы деревянный храм был разобран в связи со строительством каменного и возможно, перенесен в какое-то новое село или в деревню в качестве часовни.
Изображении первого храма в Алнашах не сохранилось, по традиции первые культовые здания в новокрещенных селах строились по одному проекту были весьма аскетичны. Это двухсрубное здание с одноярусной колокольней над входом и одноярусным иконостасом. Первый алнашский храм передал свои святыни (напрестольное Евангелие, храмовые иконы) в новый, каменный храм.
3. Строительство каменного храма.
Каменный храм во имя Святой Троицы строился с 1819 и по 1836 год, а перестраивался с 1903 по 1905 год.
Строительные материалы алнашцы начали заготавливать вскоре после того как Вятская духовная консистория своим указомот 14 мая 1815 года предписала местному духовенству позаботиться о построении каменной церкви в соответствии с возросшими требованиями к благолепию храмов в новокрещенских селах. В 1816 году уже было изготовлено основное количество кирпичей. 4 июля 1819 года, убедившись в добротности начатыхработ и высоком качестве избранного проекта, епископ Вятский Амвросии дал алнашцам храмозданную грамоту на строительство.Боковые престолы по этой грамоте должны были быть освящены во имя апостолов Петра и Павла, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Первым, 1 октября 1822 года, был освящен престол во имя апостолов Петра и Павла. Главный престол во имя святой Троицы освятили 29 нюня 1836 года. Этой датой и следует датировать окончание строительных и художественных работ.Третий же престол тогда так и не был устроен.
В 1888 году с разрешения епархиального начальства теплый и холодный храмы были соединены вместе, то есть отапливаться стали обе части церкви. Что позволило увеличить ее вместимость и проводить службы чаще. Но и этот, новый внутренний объем церкви уже не соответствовал возросшему числу богомольцев Алнашского прихода. 16 апреля 1898 года местные священники обратились и епископу Сарапульскому Никодиму с прошением: «Храм маловместителен. В праздничные службы здесь такая давка, что нет возможности молящимся изобразить на себе крестное знамение, а тем более пройти по церкви. Надо расширить ее прикладом двух приделов».
Тогда же уроженец Алнашей купец Ефимий Иванович Замятин,проживающий в Иркутске, изъявил желание пожертвовать на такое расширение 4500 рублей. На строительство одного небольшого каменного храма тогда затрачивали обычно около 10000 рублем!. В 1898 году Е. И. Замятии написал священникам храма, в котором он был крещен: «Мое желание — нынешней осенью вывести фундамент, а закладку произвести в начале мая 1899 года».
Губернский инженер, архитектор Яголковский 17 и 18 октябр и 1898 года осмотрел существовавший храм и признал, что его техническое состояние и прочие условия позволяют произвести необходимое расширение.
Изготовление проекта 30 марта 1901 года было поручено губернскому архитектору И. Л. Чарушину, крупнейшему тогда зодчему Вятской губернии, недавно закончившему Академию художеств с золотой медалью. Он хорошо разбирался в культовом строительстве и часто, причем с большим вкусом, производил подобные пристройки и перестройки. Проект был готов летом 1903года, и благословлен епископом Сарапульским Михеем, бывшим морским офицером, духовным сыном Иоанна Кронштадтского.
9 июля 1903 года работы были начаты и менее чем за два года завершились, причем богослужении в основном храме почти не прерывались, что свидетельствовало о высоком уровне организации строительного процесса.
В уважение заслуг мецената — земляка Евфимии Замятина новый правый придел 21 августа 1905 года был освящен во имя его свитого покровителя — преподобного Евфимия Нового. Иркутский купец к тому времени уже умер, поэтому за всеми работами лично следила его вдова Дарья Васильевна Замятина. В уважение ее заслуг левый придел 22 августа 1905 года был освящен во имя священномучеников Дарьи и Хрисанфа.
По страховой оценке 1910 года алнашский Свято-Троицкий храм оценивался в 15000 рублей. Он был оштукатурен не снаружи, а только внутри и отделан там клеевыми красками. Размеры храма но описи: длина 13 саженей, ширина 11,5 саженей. Высота до верха карниза 3 сажени. Главный иконостас был длиной 3 1/3 и высотой 3 сажени. Два боковых иконостаса были размерами 6 на 6 аршин. Церковь отапливали пять голландских печей. Иконостасы были тогда же оценены в 5000 рублей.’
Вся история строительства и украшения Свято-Троицкого храма доказывает, что алнашские прихожане были достаточно щедры, богомольны и патриотичны, хотя на территории прихода были очень сильны позиции удмуртских язычников.
4. История прихода Свято-Троицкого храма
Первое тяжелое испытание в истории прохода было связано с разгулом пугачевщины. 19 декабря 1773 года церковь «входом варваров была оскорблена. Унесено из большой дароносицы один сосудец, со священного престола антиминс с Евангелием и покровы, та коже и ризы — все разбросано во алтаре по полу. 19 же декабря священника Василия Михайлова при разграблении дому его по жестоком мучении, отвезя на пять верст, в дубраве убили».
Так свидетельствует донесение Елабужского духовного правления от 11 июня 1774 года. В июле того же года по жалобе язычествующих удмуртов пугачевцы повесили еще одного алнашского священника.
В 1810-е годы здесь служил иерей Василии Красноперов, начинавшим строительство каменного храма.
В 1870-е годы к его приходу относилось 30 селений с 5797 жителями, из которых 5248 были удмуртами. Некрещенные удмурты составляли здесь 228 душ (124 женщины и 104 мужчины), татары — 48 человек, раскольники — З.
Очень значительной личностью в истории не только данного прихода, но и всей православной Удмуртии является Иоанн Алексеевич Васнецов (1845—1912). Он служил здесь с 15 сентября 1807 года до самой своей смерти, 10 ноября 1912 года. Был настоятелем церкви. Именно он добился ее расширения и вдохновил земляка-мецената К. И. Замятина, а также боролся с проявлениями язычества, насаждал грамоту и правила гигиены.
12 октября 1903 года Филипп Тихонов и Алексей Ильин от имени удмуртов Алнашской волости обратились к епископу Сарапульскому Михею с прошением: «Просим оставить отца Иоанна, потому что он у нас Истинный Апостол для вотяков. До прибытия его к нам никто нас не учил, мы почитали языческие моления с закланием жертв. Мы думали, что молимся истинному Богу, а не дьявйлу или идолу. Не считали грехом жить невенчанными, баб невенчанных считали женами, В церковь не считали нужным ходить в воскресенья и праздники. Многих вотяков он обратил к церковной вере. Мы оставили навсегда языческое поклонение, начинаем жить по-русски… Если отец Иоанн уедет, то «кереметники», то есть почитатели вотских богов, восставшие на нашего Апостола Христианства, уничтожат нас своей численностью, разными общественными притеснениями». » Это очень лестное дли И. А. Васнецова прошение подписало 20 алнашских удмуртов, твердо стоявших на позициях православия. Сторонником же языческих молений здесь был приказчик Иван Батуев, который выступал посредником в диалогах между церковью и язычниками.
Отец Иоанн был оставлен в Алнашах по просьбе прихожан и через девять лет был с почетом похоронен ими здесь же, у алтаря его храма.
С 1891 по 1896 год здесь служил другой выдающийся священник удмуртского края — протоиерей Михаил Стефанович Елабужский (1869—1937). Это один из крупнейших этнографов-удмуртоведов. Именно, будучи в Алнашах, он впервые обратился к удмуртской этнографии, собирая материалы о языческих молениях. Эти алнашские материалы долго еще затем использовались им в научных публикациях в «Вятских епархиальных ведомостях» и др. изданиях. {«Боги некрещенных вотяков Елабужского уезда», «Повёрия некрещенных вотяков Елабужского уезда о злых духах и колдунах», «Моления некрещенных вотяков Елабужского уезда», «Обряды некрещенных вотяков Елабужского уезда», «Крепость вотского язычества»). Научная и пастырская деятельность М. С. Елабужского — одна из самых ярких и явно недооцененных страниц в летописи села Алнаши.
Традиции И. Л. Васнецова (дальнего родственника художников Васнецовых) и М. С. Елабужского продолжил в предреволюционные годы отец Михаил Дьяконов. Он знал удмуртский язык (возможно, и сам был удмурт) и активно боролся с язычеством в своем приходе. В результате удмурты из деревни Кадиково сами просили в 1915 году взять их языческую молельню для отопления православной церкви в Алнашах, а удмурты деревни Верхний Утчан утвердили крест над своей языческой молельней, превратив ее в часовню.
Главные трагические испытания настали для храма в советское время. Священник Павел Петрович Круглеев (1861—?) был осужден 4 декабря 1932 года на три года лагерей. Другой страдалец за веру Василий Данилович Богомолов (1878—1938) был столь же беззаконно осужден в тот же день, тоже на три года, потом еще. Он умер 1 декабря 1938 года в магаданских лагерях от паралича сердца. Оба иерия были реабилитированы 29 декабря 1989 года.
П. П. Круглеева ложно обвинили в заказе на убийство комсомолки-бригадира С. Рыбниковой в 1931 году, а также
и антиколхозной агитации. Последнее действительно имело место. »
В. Д. Богомолова обвинили в «ведении контрреволюционной работы среди детей колхозников, обучая их религиозным обрядам». Инкримировалось ему в частности то, что он заставлял детей, входя в дом, снимать шапку, говорить «здравствуйте» и молиться на иконы. 13
Тому, чтобы храм окончательно опустел, содействовало и коллективное заявление алнашских медиков от 3 ноября 1939 года.Они потребовали закрыть церковь как «самый удобный очаг распространения заболеваний», в том числе «брюшного тифа,скарлатины, дифтерита».» Под этим же предлогом весной и летом 1940 года колхозные собрания на территории бывшего прихода требовали совсем закрыть церковь. Три жалобы церковного совета были оставлены без последствий.
Закрытие было произведено по решению исполкома Алнашского районного совета от 10 августа 1940 года. Ссылки были сделаны фальсифицированные протоколы собраний в 43 населенных пунктах и голосования якобы 81,2 жителей за закрытие церкви.Было предписано использовать здание под кинотеатр и радиостанцию. Смета на переоборудование составила 16 300 рублей, в том числе только на разрушение купола 6500 рублей.Данное решение было утверждено 5 сентября 1940 года указом президиума Верховного Совета УАССР.15
Позже в храме размещались электростанция, механическая мастерская Промкомбината, хлебозавод, винно-водочный магазин.